Семенов Андрей (anriasem) wrote,
Семенов Андрей
anriasem

Когда-нибудь и наша школа будет похожа на финскую, но когда

Недавно наш президент встречался с президентом Финляндии и это ещё раз подчёркивает наше желание иметь добрососедские отношения с северным соседом. А ведь нам есть чему поучиться у Финляндии, ведь она имеет хороший уровень обученности детей по международному рейтингу среди всех стран мира. И я не говорю о победах на международных олимпиадах по предметам, а о среднем уровне образования в стране. Но самое главное это отношение государства к молодому поколению, кто вырастит свободная и творческая личность или озлоблённый и ненавидящий всех и вся человек. И вот тут есть о чём подумать, но для этого следует глубже окунуться в финскую систему образования и выяснить в чём её породоксальность где без гнёта и жандармского контроля добиваются желания учиться. Где с одной стороны позволяют бездельничать, а с другой стороны
открывают таланты. Я не буду подробно описывать всю финскую систему образования об этом пможно прочесть в предложенной в конце текста ссылке, но остановлюсь на семи принципах которые и нам не мешало бы себе взять за основу.
 Первый принцип- это равенство.
 Равенство всех школ в независимости от местонахождения и численности детей. Равенство детей между собой одарённые и слабенькие, но талантливые в других областях. Равенство между предметами и не выделение, как у нас математики и русского языка и литературы, как главные и по ним ЕГЭ и второстепенные, как физкультура, труды и прочие.
Равенство между родителями для которых у нас есть элитные школы, там все равны если это не частные школы.
 Второй принцип- это бесплатность.
Государство полностью оплачивает учебные принадлежности и обеды в столовой, экскурсии и секции и кружки по интересам. В этом случае надобность в сборе средств с родителей отпадает сама собой.
 Третий принцип- это индивидуальность.
Для каждого ученика разрабатывается своя программа обучения на год. Для одарённого она сложнее, а кому не дано сильно не замудряется он получит большую нагрузку по любимому предмету в котором силён. При оценивании успеха учитель сравнивает уровень этого ученика, самим с собой вне зависимости от других учеников.
  Четвёртый принцип- это практичность.
В школах обучается только то что пригодится в жизни чтобы у ребёнка и родителей не возникал вопрос: "А где мне это пригодится". И это нормально ведь в финских школах нет единых экзаменов, а промежуточные проводят сами учителя и спрашивают только то чему учили.
  Пятый принцип -это доверие.
Это то чего нет в нашей системе образования. В Финляндии полностью доверяют учителям и школе. Там нет проверок обрнадзора и районных и областных отделов образования не проводятся ЕГЭ и ОГЭ и прочие ВПР. Учитель учит, а ученик учится и между ними нет нервотрёпки перед очередным тестом, который падает на голову в любой день начала или окончания учебного года.
 Шестой принцип -это добровольность.
Если ученик сегодня не подготовился и нет желания заниматься за это его никто ругать не станет, а предложет прийти и отработать этот час в другой день или год. В Финляндии нет ничего зазорного если если ребёнок останется на второй год и никто за это не третирует ни учителя ни родителя. Когда ученик захочет учиться тогда ему предоставят возможность. Способные дети по своему желанию продолжают учиться в гимнзии, а потом университете, а кому учиться лень или тяжело получают профессиональное образование и идут работать.
 Седьмой принцип- это самостоятельность.
Учитель в школе играет роль проводника, который не разжёвывает материал, а управляет самостоятельный поиск. Для этого есть множество образовательных программ и инструментов и интернет в помощь для поиска, а для творчества всё необходимое. Краски для рисования, а глина для лепки.
 Как мы видим в Финляндии совершенно другие принципы обучения и в новом стандарте минобр взял из финской системы некоторые элементы: индивидуальность, самостоятельность и деятельный подход, но внедрить их в нашу крепостную систему основанную на недоверии и подозрении не возможно. Необходима коренная ломка старого подхода и прежде всего убрать ЕГЭ, ОГЭ и прочие проверки и начать обучение на других принципах когда и неспособные в математике полюбят её и освоят на доступном им уровне не травмируясь от двоек и многочисленных пересдачах.
 И когда-нибудь и наша школа будет похожа на финскую, а вот когда зависит от государства.
Подробнее о финской системе образования
Tags: дети, образование, родители, учителя, финская система образования
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments